Ребенок и игры: особенности развития

Ребенок и игры: особенности развития

Ребенок живет игрой. Об этой истине говорили великие педагоги прошлого, эти же слова повторяют педагоги и психологи сегодня. К сожалению, специалисты по детскому воспитанию отмечают, что современные дети стали играть не только намного меньше, чем дети прошлого поколения, но и игры у них отстают в своей периодичности. Это означает, что в 5-6 лет дети играют в те игры, которые должны были быть основными на этапе 3-3,5 лет.

Не доиграв в детстве, повзрослевший ребенок, так или иначе, будет пытаться добрать необходимые ощущения и навыки. Не с этим ли связан некоторый инфантилизм подрастающего поколения? 

Дети от 2 до 7 лет проходят через разные этапы творческих игр. В играх отображаются различные роли, которые доступны для понимания ребенком с определенными возрастными и психологическими характеристиками. 

Дети до двух лет играют предметом. То есть, для них предмет и его свойства - основной вид игровой деятельности. Погремушки, шуршалки, пищалки - через них ребенок познает мир предметов. 

Став старше, ребенок переходит к этапу действия с игрушкой или предметом. К возрасту двух лет ребенок вполне уже понимает, что кухонные ножи, например, нужны для нарезания, а веник - для подметания. С осознанием этого приходит и желание осуществлять предметную деятельность. Поскольку собственный опыт у ребенка практически нулевой, эта деятельность переносится на территорию взрослых. Отсюда - желание принимать участие во всех домашних делах, бурная деятельность и не менее бурная реакция в случае отказа от взрослых. 



С трех-четырех лет ребенку становится доступным смысл действия, и наступает этап символических игр. Вот тут как раз и понадобятся наборы для сюжетно-ролевых игр: посудный набор и набор ножей кухонных (естественно, игрушечных), набор врача, парикмахера, инструментов для настоящего мужчины. 

Когда ребенок осваивает сюжетно-ролевые игры, это свидетельствует о том, что его нервно-психическая деятельность находится в самом расцвете, ребенок готов к изучению абстрактных понятий цифр, букв, природных явлений. Тогда же наступает и этап осмысленных совместных игр. Дети начинают играть не рядом, как до этого, а вместе. 


Есть один нюанс. Сюжетно-ролевая игра должна строиться не на воспроизведении действий взрослых (что показали, то и проигрывается ребенком), а на переосмыслении взрослой жизни и самостоятельном отображении и своего опыта, и опыта, почерпнутого у взрослых.

Модные нынче методики раннего развития не должны строиться в отрыве от игровой деятельности ребенка. Обучение должно вестись не через постановку учебных целей, а через решение игровых задач. Попытка «вложить» знания в голову ребенка путем заучивания принесет только сиюминутные результат, а вот постепенное освоение наук через игры, без акцента на обучении - даст долгосрочные и крепкие знания. 

Ребенок должен играть. Учеба и отдых, познание мира и социальные навыки - все это должно проходить через призму игры.

Вам будет интересно прочитать!